Детско - юношеская
                 спортивная школа 6

ПРОГРАММА  «ЗДОРОВЬЕ» МБУ ДО ДЮСШ № 6 на 2016-2018 г.г.

 Введение.

Разработка и утверждение Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» свидетельствует, что важнейшей задачей государства и общества в целом является создание основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан посредством поддержания оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Особенную роль в решении этой задачи играет детский и юношеский спорт. Спортивная деятельность, позволяющая удовлетворять не только естественную витальную потребность в двигательной активности, но и множество базисных социальных потребностей, является чрезвычайно привлекательным занятием для детей и подростков, а потому имеет огромный здоровьесберегающий и здоровье-формирующий потенциал. Взаимодействуя с процессом естественного развития организма, спортивная деятельность оказывает на него значительное и всестороннее влияние, характер которого определяется спецификой вида спорта и организацией учебно-тренировочного процесса.

Основу детского спорта составляют учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, являющиеся важными структурными звеньями системы непрерывного физического воспитания. Основные цели деятельности детских спортивных школ – формирование у учащихся здорового образа жизни, культуры здоровья, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом, и, конечно же, достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков. Составной частью их работы должна быть информационно-образовательная деятельность, направленная на пропаганду детско-юношеского спорта и формирование навыков здорового образа жизни.

Основной вид деятельности детско-юношеской спортивной школы – учебно-тренировочный процесс, обеспечивающий многолетнюю подготовку спортсмена. Это специфический для спорта способ реализации физического воспитания, основными субъектами которого являются воспитанник (юный спортсмен) и тренер-преподаватель. Цели, задачи и функции, сформулированные в отношении процесса физического воспитания в целом, относятся и к учебно-тренировочному процессу, который должен обеспечивать решение комплекса образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач.

Являясь образовательным учреждением, детская спортивная школа может и должна быть полноправным участником создания адаптивно-развивающей среды, которая определяется как совокупность организационно-педагогических и социально-гигиенических условий, психолого-физиологических факторов, способствующих реализации приспособительных возможностей индивида, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, социализации и самоактуализации личности.

В условиях учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности при организации такой среды применимы подходы, разработанные для системы образования в целом: системность, комплексность, индивидуальный, личностно-ориентированный, позитивный, гуманистический подход. Согласно этим подходам, одним из главных критериев оценки деятельности тренера по соответствующему спортивному профилю должно стать не только достижение высоких спортивных результатов, но и степень влияния занятий спортом на когнитивную сферу, физическое развитие и здоровье каждого воспитанника.

Спортивная тренировка, как и весь процесс физического воспитания, это целенаправленное совершенствование двигательного потенциала ребенка, эффективность которого определяется степенью соответствия тренировочного воздействия ритму возрастной эволюции. Исследования показывают, что несоответствие направленности и содержания процесса физического воспитания и обучения детей в период постнатального онтогенеза, ритмам возрастной эволюции несет риск ухудшения физического и психического состояния ребенка, снижению адаптационного потенциала, что в дальнейшем неблагоприятно сказывается на развитии и здоровье ребенка.

Специалисты в области спортивной медицины утверждают, что ухудшение здоровья спортсменов связано не со спортивной деятельностью как таковой, а с действием определенных факторов риска, к которым относятся недочёты системы отбора и допуска к тренировкам и соревнованиям, нарушение режима и методики тренировки, нарушения требований гигиены и здорового образа жизни, недочёты врачебно-педагогического контроля и лечебно-профилактической работы.  Вышеуказанные факторы риска в той или иной мере характерны для учебно-тренировочного процесса во многих детских спортивных школах, тогда как массовый детский спорт – это, прежде всего, средство воспитания физически развитой, цельной и здоровой личности, и только потом – резерв для спорта высших достижений. Практически все из перечисленных факторов риска могут быть успешно устранены, что позволит сохранить здоровье спортсмена даже в условиях напряженной тренировки и тем самым повысить гуманистическую, социальную роль спорта.

Спортивная наука располагает результатами множества исследований, доказывающих нецелесообразность форсирования спортивной подготовки (особенно в младшем школьном возрасте) как для организма юного спортсмена, так и для решения задач профессиональной специализации в спорте высших достижений. Тем не менее, в детском спорте прослеживается отчетливая тенденция к ранней спортивной специализации и форсированию достижения максимальных результатов. К сожалению, существующая традиционная система оценки эффективности деятельности детских спортивных школ и качества работы тренеров-педагогов на первое место ставит результативность юных спортсменов, их успехи на соревнованиях различного уровня даже на этапе начальной подготовки.

Игнорирование возрастных особенностей юных спортсменов, стремление к быстрому достижению результатов приводит к тому, что, выполнив 2 – 3 разряд, юные спортсмены к 12 – 13-летнему возрасту заканчивают заниматься спортом, не реализовав своих потенциальных возможностей. Это связано с тем, что «физиологическая стоимость» спортивных успехов на фоне интенсивных ростовых процессов и напряженной учебной деятельности оказывается чрезмерной:

функциональные резервы организма снижаются, возникают проблемы со здоровьем, замедляется прирост результативности и, как следствие, снижается мотивация к занятиям спортом. Происходит утрата оздоровительного значения массового детско-юношеского спорта, снижение его роли в формировании здоровой и гармоничной личности, что неизбежно сказывается и на спорте высших достижений. В связи с этим представляется особенно актуальной проблема дозирования тренировочных нагрузок в соответствии с функциональными возможностями каждого юного спортсмена и формирование индивидуального подхода к организации тренировочного процесса с учетом комплекса соматических, функциональных, психофизиологических характеристик.

Планомерное и поэтапное решение данной проблемы в практике работы детских спортивных школ, сохранение и укрепление здоровья, формирование высокого двигательного потенциала, развитие спортивных способностей занимающихся предполагают осуществление мониторинга функционального состояния юных спортсменов на всех этапах учебно-тренировочного процесса, особенно при переходе от начальной подготовки к тренировкам с более высокой интенсивностью.

Анализ научно-методической литературы, посвященной вопросам оптимизации двигательной активности и практической деятельности ДЮСШ, направленной на сохранение и укрепление здоровья юных спортсменов и воспитание их валеологической культуры, показал, что имеющиеся возможности данного типа образовательных учреждений используются не достататочно.

Признавая значительное позитивное влияние занятий спортом на процесс формирования здоровья в школьном возрасте, следует признать, что деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивного профиля нуждается в совершенствовании здоровьесберегающего сопровождения. Под здоровьесберегающим сопровождением учебно-тренировочного процесса мы понимаем систему организационно-педагогических, образовательных, физиолого-гигиенических и медицинских мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, повышение адаптационных возможностей организма юных спортсменов, формирование валеологической грамотности всех субъектов учебно-тренировочного процесса, формированию устойчивой мотивации к спортивной деятельности и спортивной подготовленности к избранному виду спорта.

 

Цели программы:

 

  • поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся
  • создание наиболее благоприятных условий для формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.

 

Задачи программы:

 

  • внедрение в УТП системы мер, которые позволили бы на этапе начальной спортивной специализации актуализировать здоровьесберегающую и здоровьеформирующую деятельность тренера-преподавателя, воспитанника и родителей (семьи).
  • формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни у воспитанников спортивной школы и их родителей (семьи);
  • формировать у воспитанников устойчивую мотивацию и позитивное эмоциональное отношение к занятиям избранным видом спорта;
  • повышать уровень функциональных резервов организма и предупреждать дезадаптивные нарушения в процессе занятий спортом;
  • определять для тренеров профессиональные компетенции, обеспечивающие формирование готовности воспитанников укреплять и сохранять здоровье.

Основные направления программы:

  • оснащение спортивных залов, футбольных полей, спортивных площадок современным спортивным оборудованием;
  • содержание здания и помещений в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами;
  • оптимизация набора в группы, условий и режима УТП;
  • оптимизация тренировочных нагрузок и восстановления;
  • антистрессовая педагогическая практика, валеологическая грамотность и культура тренера-преподавателя, дифференцированный подход к воспитанникам;
  • оздоровительные мероприятия, в т.ч. организация: массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, массовых семейных спортивных мероприятий; витаминопрофилактики обучающихся в течении учебного года.

 

План мероприятий по реализации программы

 

Задачи Мероприятия Срок Исполнитель Форма отчёта
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Утверждение

феномена

«здоровье» как

приоритетного

направления  деятельности коллектива

Обсуждение итогов здоровьесберегающей деятельности школы за прошедший уч.год и определение приоритетов на текущий уч.год (совещание)

Август

(ежегодно)

Зам.директора

по УСР

протокол
Заседание ТМС, посвященное планированию воспитательной работы по вопросам здоровьеформирования

Сентябрь

(ежегодно)

Зам.директора по УСР, Руководители отделений по видам спорта Протокол
Тематический педсовет «Здоровье детей — счастье народа и богатство страны» (совместно с родительской общественностью)

Октябрь

(ежегодно)

Зам.директора по УСР Протокол
Комплексный мониторинг состояния здоровья школьников и организации учебного процесса Контроль использования в учебно-тренировочном процессе приемов индивидуализации и дифференциации деятельности обучающихся В течение года Зам.директора по УСР Справка
Контроль соблюдения санитарно- гигиенических требований к организации учебно­тренировочного процесса В течение года Завхоз Справка
Просвещение родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся Привлечение родителей к организации и участию в физкультурно- массовых и спортивных мероприятиях, посвященных ЗОЖ В течение года

Руководители

отделений,

тренеры-

преподаватели

Справка
Родительские собрания, посвященные проблеме сохранения и укрепления здоровья Два раза в год

тренеры-

преподаватели

Протокол
Создание благоприятных условий для образования и формирования навыков ЗОЖ
Оптимизация учебного процесса Структурирование рабочих программ на основе принципов здоровьесбережения Август

Руководители

отделений,

тренеры-

преподаватели

Рабочие планы на учебный год
Формирование ценностей здоровья и навыков ЗОЖ Участие в спортивно­массовых мероприятиях В течение года

Тренеры-

преподаватели

Календарный

план

спортивно­-

массовых

мероприятий

Организация массовых воспитательных мероприятий по формированию ценностей здоровья и ЗОЖ В течение года

Зам.директора

поУСР

План работы
Теоретические занятия «Разговор о правильном питании» В течение года

Тренеры-

преподаватели

План работы
Использование наглядной агитации и возможностей периодической печати В течение года Зам.директора по УСР План работы

 

Критерии результативности:

 

  • желание обучающихся посещать школу (стабильность состава занимающихся);
  • активность и заинтересованность обучающихся и их родителей в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья;
  • позитивные изменения психологического климата в педагогическом и детском коллективах;
  • позитивные результаты мониторинга и психосоматического здоровья обучающихся.

 

Ожидаемые результаты:

 

  • сохранение и по возможности укрепление психосоматического здоровья обучающихся через овладение навыками ЗОЖ;
  • формирование осознанного ценностного отношения обучающихся и их родителей к здоровью как к основному фактору успеха подрастающего поколения на последующих этапах жизни;
  • повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе обучающихся с одного этапа подготовки на другой;
  • повышение уровня психологической комфортности в системах: «спортсмен-спортсмен», «спортсмен-группа», «обучающийся-тренер-преподаватель», «ребёнок-родители»;
  • улучшение взаимодействия семьи и школы, школы и социума при организации здоровьесберегающей деятельности школы.

 

Контроль исполнения программы:

 

Осуществляется в соответствии с внутришкольным контролем по правилам, предусмотренным разделом «Контроль над соблюдением гигиенических норм и правил, а также организацией учебно-воспитательного процесса и созданием условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся».